Первичная документация
20 декабря, 2021
Учет начинают с обработки первичных документов в которых оформлены все хозяйственные операции. В зависимости от того, чем занимается ИП или ООО — он оформляет свои взаимоотношения с покупателями и клиентами. В большинстве случаев предприниматель сам выступает в роли покупателя товаров и услуг, которые использует в своей деятельности. Взаимоотношения с поставщиками оформляются первичной обработкой входящих документов.
Организация обработки первичных документов
Различных видов первичных документов существует немало. Самыми важными являются следующие виды документов:
- договор;
- счет на оплату;
- кассовый чек или иной документ об оплате (БСО, товарный чек);
- товарная накладная;
- счет фактура;
- акт выполненных работ, услуг;
- УПД.
Обработка первичных документов в бухгалтерии
Первичные документы являются подтверждением совершения сделки и исполнения обязательств сторон. Данный документ — начальная точка при рассмотрении возникших споров и необходимости предъявления доказательств в суде.
Налоговым органам необходимо сдавать на проверку первичные документы если вы в своей отчетности указали одни цифры, а контрагент другие. В данном случае налоговая присылает требование — игнорировать его нельзя, необходимо дать пояснения и прикрепить сканы документов. Срок исполнения 5-10 дней. В случае пропуска указанных сроков, налоговая попросту заблокирует ваш расчетный счет.
Влияние обработки первичных бухгалтерских документов на налоги
УСН — упрощённая система налогообложения. ОСНО — общая система налогообложения. Те, кто её применяет, выставляют счета с НДС — налогом на добавленную стоимость.
ИП на УСН «доходы» и патенте — здесь первичные документы на налог не влияют. Для всех остальных это важно, потому что если документов нет, то налоги будут больше.
ООО на УСН «доходы»: для расчёта налогов первичные документы не важны, они влияют на учёт и отчётность. Например, если у покупателя нет накладной, то считается, что поставщик должен деньги. Соответственно будет расхождение в цифрах при сдаче отчетности.
ООО на УСН «доходы минус расходы»: обычно, когда больше расходов подтверждено документально, налог будет меньше. Исключением считается ситуация, когда расходы больше доходов. В этом случае отчётный период закрывается с убытком, но налог всё равно будет — 1 процент от доходов.
ООО и ИП на ОСНО: Все должно подтверждаться документально и в случае НДС, и в случае налога на прибыль. Кроме того, именно в данном случае налоговая чаще всего проводит встречные проверки. Как правило, это сверка списков счетов-фактур, которые показали вы и ваш поставщик. Все происходит в автоматическом режиме. Если ваш поставщик не указал счёт-фактуру, которую указали вы, то налоговая запросит этот документ у вас. Но если у вас его нет, то это серьезная проблема для вас. Стоит приготовиться к неприятным вопросам и штрафам.